Какой должна быть по-настоящему хорошая моторная лодка? Правильно: быстрой, надёжной, вместительной и достаточно выносливой. Чтобы можно было и порыбачить в тишине, забравшись на середину озера, и друзей с ветерком прокатить, и по Енисею сплавиться. И если надёжность и вместительность зависят, главным образом, от конструкции и материалов обшивки, то за скорость и выносливость отвечает двигатель. А выбрать его порой очень непросто. Как, впрочем, и подобрать к нему сопутствующие конструкционные узлы: тяговые аккумуляторы, винты, топливные баки и т. д.
4 фактора
Чтобы не потеряться в ассортименте многочисленных магазинов и салонов, нужно запомнить одну простую истину: главное — характеристики. Причём как мотора, так и вашего судна. Потому что на свете просто не существует идеальных двигателей, которые подходят к любой лодке.
Фактор № 1: мощность
Измеряется, как и у автомобилей, в лошадиных силах. Минимальная мощность — 2 л. с., максимальная — около 300 л. с. Агрегаты с производительностью от 2 до 6 л. с. подойдут для прибрежной рыбалки или перемещения по относительно спокойным рекам. Лодочные моторы Tohatsu, Honda, Yamaha и т. д. с мощностью 8–15 л. с. — «золотая середина»: они одновременно экономичные и достаточно быстрые, могут перевозить до 100 кг груза. Двигатели больше 20 л. с. устанавливаются, как правило, на цельнометаллические лодки.
Фактор № 2: тип топлива
На лодки устанавливаются обычно бензиновые (двухтактные и четырёхтактные) или электрические агрегаты. Первые дороже, но производительнее и долговечнее. Вторые тише, экологичнее и экономичнее. Тем не менее, нужно учесть, что для длительных походов на лодке с электромотором понадобятся дополнительные тяговые аккумуляторы.
Фактор № 3: габариты и особенности фиксации
Тут всё просто: чем мощнее двигатель, тем он больше и тяжелее. Чем он больше и тяжелее, тем труднее его снимать и устанавливать. Поэтому, если у вас простая лёгкая лодка из ПВХ, не нужно вешать на неё огромный мотор с мощностью больше 20 л. с., и наоборот.
Также обязательно нужно учесть при выборе глубину погружения винта и особенности крепления конструкции к транцу. Хорошо, если у двигателя есть функция наклона для перемещения по мелководью.
Фактор № 4: система управления
Существует две основные системы управления двигателем судна: румпельная, когда направление движения устанавливается поворотом ручки, и удалённая с передаточным механизмом. Лодочные моторы Tohatsu, Flover, OUTLAND и т. д. с румпелем надёжнее, но не походят для слишком длинных лодок, руль у которых традиционно размещается в средней части.
Самый лучший производитель
Не существует не только идеальных двигателей, но и идеальных производителей. Утверждать, что американские моторы надёжнее, китайские — тише, а японские — технологичнее, не совсем верно. Скорее, всё зависит от того, где вы купили агрегат, какую модель выбрали, правильно ли её установили и т. д.
Не стоит экономить на двигателе. В конце концов, от него зависит ваша безопасность. Но и покупать мотор, который по своим характеристикам не подходит к вашей лодке, только из-за громкого имени производителя — мягко говоря, не очень разумно.