Теплоносители для систем жидкостного охлаждения РЛС

Максимальную популярность РЛС получили в военной сфере. Изначально технология для изготовления радаров и разрабатывалась в нуждах оборонной промышленности. Практически идея была реализована еще до начала Второй мировой войны. Все участники военных действий вкладывали немало средств и трудозатрат на развитие технологий радиолокации с целью разведки, обнаружения авиации и судов противника. Как отмечают многие эксперты, именно использование радаров во многом решило исход крупнейших сражений в Европе и на Дальнем Востоке.

Современные радиолокационные станции – это сложные технические комплексы, которые позволяют решать широкий спектр боевых и разведывательных задач. Ни один вертолет, самолет или военный корабль не может обойтись без РЛК, на них базируется противовоздушная оборона многих стран мира. Многообразие радаров поражает воображение, они отличаются назначением, характеристиками, размерами, но принцип работы и конструкция в целом не отличаются. Ключевым элементом любой РЛС является система жидкостного охлаждения, использующая широкое разнообразие теплоносителей.

Система охлаждения РЛС и ее практическая ценность

Система жидкостного охлаждения радиолокационной станции выполняет важную функцию – обеспечивает выполнение теплового режима для блоков РЛС как в полете, так и при эксплуатации оборудования на земле. Система охлаждения базируется на эффективном отводе тепловой энергии от блоков управления с помощью жидкого хладоносителя с предельно низкой температурой замерзания. Обычно с этой целью рекомендуется купить теплоноситель на основе водно-гликолевой смеси с температурой кристаллизации 65 градусов ниже нуля. Водно-гликолевая смесь охлаждается топливом в топливно-жидкостном радиаторе (если речь идет об использовании РЛС в воздухе) или за счет воздуха в воздушно-жидкостном радиаторе (при использовании станции на земле).

Система охлаждения включается синхронно с включением самой станции. В наземном режиме эксплуатации возможно автономная работа, когда запуск производится с панели управления. Включение охлаждающего оборудование запускает в работе следующие элементы и системы:

  • Насоса, который отвечает за прокачку используемого антифриза через блоки управления по замкнутому контуру. При этом охлаждающая жидкость фильтруется практически до идеальной чистоте, охлаждается в жидкостном радиаторе и очищается от воздушных примесей в специальном воздухоотделителе;
  • Электронагревателя, отвечающего за обогрев антифриза до температуры 55-60 градусов;
  • Смесителя электронного регулятора температуры.

Последний элемент связан с блоком управления и управляется через сигнал, поступающий от приемника температуры за смесителем. Как только температура используемой водно-гликолевой смеси достигает требуемого значения в 55-60 градусов, электронагреватель отключается автоматически. Смеситель отвечает за поддержание постоянной температуры на входе в блоки РЛС. Если температура используемой жидкости достигает аварийных значений (в нашем случае это 85-90 градусов), на панели управления загораются сигнальные лампы.

Расширительный бак предназначается для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости. Именно через него и осуществляется дозаправка системы охлаждения антифризом. Бак оборудован фильтром, горловиной, мерной линейкой и сливным краном, который необходим для замены отработанной жидкости. При использовании РЛС в воздухе возможно высотное понижение давление, поэтому во избежание закипания антифриза в расширительный бак постоянно подается воздух с абсолютным давлением 1,2 кгс на квадратный сантиметр.

Важность использования качественного антифриза и регулярность его замены

Как уже говорилось ранее, оптимальным вариантом видится использование водно-гликолевой смеси в качестве охлаждающей жидкости для системы охлаждения РЛС. Такой состав способен сохранять жидкое агрегатное состояние даже при температуре в 65 градусов ниже нуля, а за счет введения специальных антикоррозионных присадок возможно защитить металлические элементы системы от преждевременного разрушения коррозией. В процессе эксплуатации важно осуществлять периодический мониторинг антифриза, который включает в себя отбор проб из системы с дальнейшим их исследованием в лаборатории. Специалисты анализируют вязкость, теплопроводность, коэффициент температурного расширения и другие характеристики антифриза, после чего выносят рекомендации по его дальнейшему использованию или замене.

Рекомендуемый контент

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электрические схемы © 2012-2021