Блок защиты от переполюсовки и перенапряжения

.

При подключении нештатных 12-ти вольтовых устройств к бортовой сети автомобиля всегда есть риск сжечь их или переполюсовкой или перенапряжением, поскольку даже при исправном реле-регуляторе во время пуска двигателя (да и после) напряжение в бортовой сети изменяется самым непредсказуемым образом.

Блок защиты от переполюсовки и перенапряжения

Предлагаемая конструкция состоит из узла защиты от переполюсовки и узла защиты от перенапряжения. Первый собран на диоде VD1. При правильном включении диод закрыт обратным напряжением и не оказывает влияние на работу схемы. Если полярность перепутана или в сети произошел достаточно сильный выброс обратной полярности, то диод открывается. Происходит короткое замыкание, которое пережигает предохранитель FU1.

Узел защиты от перенапряжения собран на аналоге мощного низковольтного варистора, собранного на тиристоре VS1 и стабилитронах VD2VD3. Как только напряжение в бортовой сети превысит норму, тиристор откроется и закоротит вход. Снова сгорает предохранитель FU1.

Лампа HL1 – индикаторная. Она загорается, когда сгорает предохранитель. При желании от этой лампы  можно отказаться. При повторении схемы необходимо учитывать нормальный ток потребления нагрузкой, и исходя из этого подбирать номинальный ток предохранителя. В свою очередь и диод VD1, и тиристор VS1 должны выдерживать прямой ток, способный сжечь предохранитель.

Настройка блока защиты сводится к подбору стабилитронов VD2 и VD3. Сумма их напряжений стабилизации и будет напряжением, при котором сработает защита. В нашем случае  защита сработает при  14 … 17 В, поскольку напряжение стабилизации стабилитрона Д814А равно 7 … 8.5 В. Вполне очевидно, что вместо двух стабилитронов можно включить и один, и три с соответствующими параметрами, что позволяет более точно выставить напряжение защиты.

.

Рекомендуемый контент

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электрические схемы © 2012-2021