Как известно, трехфазный двигатель, включенный в однофазную сеть, развивает всего 50% своей паспортной мощности и, казалось бы, с этим ничего не поделать. Обусловлено это тем, что лишь одна обмотка (А) развивает полную мощность — 33.3%. Две остальные (В и С) включены последовательно, а С вообще зашунтирована фазосдвигающим конденсатором:
Если конденсатор выбран правильно, напряжение в точке соединения обмоток В и С равно половине питающего, а сами обмотки в состоянии развить мощность в 4 раза меньшую – 8.3% каждая. Таким образом, суммарная мощность всех обмоток (теоретическая и упрощенная):
33.3 + 8.3 + 8.3 = 49.95%
И это только в том случае, если емкость конденсатора, как указывалось выше, выбрана правильно.
Тем не менее, полезную мощность трехфазного двигателя, включенного в однофазную сеть, можно существенно повысить, если включить его про схеме, приведенной ниже:
Здесь лишь одна обмотка С включена через фазосдвигающий конденсатор, а две остальные развивают полную мощность. Производим простой подсчет:
33.3 + 33.3 + 8.3 = 74.9%
Совсем неплохой результат. Единственное условие при таком включении — обмотки А и В должны включаться противофазно (на схеме обозначено точками). Направление же вращения определяется схемой подключения обмотки С.
Практически мощность двигателя, включенного по схеме 2 будет несколько меньше 75%, но и при включении по первой схеме двигатель на практике не развивает мощность в 50%.
По материалам «Радиолюбитель» №6, 1993 г.