Прибор для определения скрытых дефектов кузова автомобиля

Нередко автолюбителю необходимо проверить кузов автомобиля на скрытые дефекты, невидимые под краской (шпаклевка, ржавчина, пластыри стеклоткани и пр.). Поможет в этом нехитрый прибор, схема которого представлена ниже. Метод его работы – измерение толщины немагнитного покрытия на металлических деталях. Принцип – изменение коэффициента трансформации незамкнутого сердечника при приближении к ферромагнетику (в нашем случае металлического кузова).

Как показала практика, наибольшей чувствительностью обладает трансформатор с незамкнутым сердечником, работающий на частоте 30-50Гц, что и определило питание конструкции. Прибор питается переменным напряжением 10-12 В от вторичной обмотки обычного сетевого трансформатора Т1 мощностью около 5 Вт. Напряжение, ограниченное резисторами R2, R3 поступает на первичную обмотку измерительного трансформатора Т2, вторичная обмотка которого нагружена головкой PA1 через выпрямитель, выполненный на диоде VD1. Светодиод НL1 – индикатор включения питания.

Трансформатор T2 выполнен ни магнитопроводе Ш12х14, первичная обмотка содержит 200, вторичная 2000 витков провода ПЭВ-1 0.12. При сборке трансформатора все Ш-образные пластины вставляются с одной стороны, перемычки не используются. Налаживание прибора сводится к подборке конденсатора С1 по максимальной чувствительности прибора, которая определяется разностью показаний головки при разомкнутом магнитопроводе и замкнутом (используется любая пластина из магнитомягкого материала).

Далее резистор R3 устанавливают в среднее положение и подбирают R2 таким образом, чтобы при замкнутом магнитопроводе стрелка индикатора находилась на «нуле» — максимальной отметке шкалы. Осталось откалибровать прибор, для чего удобно использовать купюры любого номинала, толщина которых, как известно,0.1 мм. Следует учитывать, что шкала прибора будет нелинейной, поэтому откалибровать ее придется для всех значений.

В качестве выпрямительного диода подойдет любой диод серии Д9 или любой же выпрямительный, индикатор – головка микроамперметра с током полного отклонения 50 мкА. Подстроечный резистор R3 служит для оперативной балансировки прибора непосредственно перед измерениями. В качестве эталонной удобно использовать одну неиспользуемую в магнитопроводе прямую пластину. Если необходимо просто сравнить толщину покрытия на разных участках кузова, то можно обойтись вообще без балансировки, а просто сравнить результаты измерения на этих участках.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электрические схемы © 2012-2016